"Молись, чтоб дух здоровый был в теле здоровом"

(Orandum est, tit sit mens sana in corpore sano)


Обсудить на форуме: Форум на недуг.ру живой журнал ( число посетителей посетителей)
¦ История здорового образа жизни ¦ Валеология — придуманная наука о здоровой жизни ¦ Как изменился человек и человечество за последние десятилетия? ¦ Какие встречаются заблуждения и спекуляции на тему "здоровый образ жизни? ¦ Определение "здоровый образ жизни" ¦ Какие науки изучают здоровый образ жизни ¦ Библия — cамое древняя книга о Человеке ¦ Что такое здоровье? ¦ Счастье — индикатор здоровья ¦ Как стать счастливым ¦ Суррогаты счастья ¦ Свобода — необходимое условие здоровья человека ¦ Здоровый образ жизни — это свобода от греха ¦ Условия, необходимые для здорового образа жизни ¦

Предисловие

Понятие "Здоровый образ жизни" (ЗОЖ) появилось совсем недавно, в 70—е годы прошлого века. Для чего вдруг потребовался какой-то особый, здоровый образ жизни?

Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого Человека.

Стали очевидны три главных врага современного человека — депрессия, гиподинамия и плохая мораль:

— Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера, община), и приобщился к новым бездуховным "ценностям" (материальные блага, успех, свобода личности и совести...).

— Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, он имеет много свободного времени, приобрел множество вредных привычек, утратил духовность, и в результате этого он начал дряхлеть, болеть и тосковать.

— Свободное время, материальная независимость и духовная "свобода" породили состояние праздности. Праздность, характерная черта современного человека, — благоприятная почва для дурацких поступков, вредных привычек и депрессий.

— Человек потерял совесть. Современный человек "чтобы совесть не мучила" прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи психотехник, алкоголя или ложной идеологии, вместо того, чтобы изменить свою жизнь и "жить по совести". Плата за обман совести — чрезвычайно высокий уровень невротизации и невроз — обычные спутники жизни современного человека.

— Научно-техническая революция упростила быт и избавила человека от необходимости добывать свой хлеб "в поте лица". Но человек по-прежнему инстинктивно пытается ублажить свою ненасытную плоть: он стремится к комфорту, к вкусной еде, к душевному и телесному покою. Но получая все это, — человек слабеет, толстеет, глупеет, развращается, болеет и умирает раньше времени. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.

— Человек научился бороться с эпидемиями, но стал страдать и умирать от иных болезней, которые называют "болезни цивилизации". Это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и болезни опорно-двигательной системы. Развите и исход этих болезней зависят не только от внешних причин, но от образа жизни самого человека.

— Медицина и здравоохранение достигли уровня, при котором они больше не могут существенно улучшить жизнь человека, и стала очевидной необходимость поиска иного пути оздоравливания населения.

Этот путь собственно и есть здоровый образ жизни, суть которого — достижение морально-нравственного и физического здоровья за счет самоограничений и специальных упражнений.


Что такое здоровый образ жизни

Существует несколько сложившихся версий здорового образа жизни, в зависимости от национальных, культурных или религиозных особенностей: восточный, американский, европейский, православный, мусульманский... ложный и дурацкий. Все дело в системе жизненных ценностей и мотиваций к самоограничению.


Православная церковь благославляет здоровый образ жизни, понимая под этим не только правильное питание, достаточную двигательную активность, отсутствие вредных привычек и закаливание, но и духовно—нравственное благополучие.

"Здоровый образ жизни — норма для православной традиции, т.к. верующий человек сознает, что его тело — это храм Божий, в котором живет Святой Дух (1 Кор. 3, 16), как об этом пишет апостол Павел, и христианин призван соблюдать свое тело в чистоте нравственной и физической. Ограничивая заботу о теле самым необходимым, т.е. не превращая это попечение в похоти (Рим. 13, 14), упражняясь в телесных подвигах, он укрепляет волю и собирает силы души воедино, устремляя их к источнику всех благ, к Богу." (Слово Святейшего Патриарха Алексия на Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, Церковь, бизнес, общество — против наркотиков»)


Человек стремится к счастью, к здоровью и к богатству и это всячески приветствуется, но до тех пор, пока это не переходит границу болезненного влечения, пока это не превращается в самоцель.

Нравственность — обязательное условие здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это обычный путь христианина, которому свыше предписано заботиться как о своей душе, так и о своем теле и пребывать в здоровом состоянии духа. Все просто, и не стоит искать какую—то иную идеологию.


Цель здорового образа жизни — достижение гармонии тела, духа и души, то есть — стремление не только к здоровью тела, но и к здоровью духа и здоровью души.

Средства заботы о душе изложены в Святом писании и они не требуют корректировки. Забота о теле — это действительно — предмет обсуждения и изучения современной наукой.

Такие цели, как долгая жизнь, отсутствие болезней, богатство, простому смертному ставить не следует. Это мало зависит от индивидума. "...человек смертен, ... он иногда внезапно смертен... и не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер", — точно сформулировал дьявол из известного романа М. Булгакова.


Наиболее адекватное определение "здорового образа жизни":

Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций , которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (то есть, здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни.


Можно руководствоваться и таким определением: (для безбожников и космополитов):

Здоровый образ жизни это прежде всего культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством.

Существуют и совсем примитивные определения, которые не подчеркивают важнейшую духовную составляющую Человека:

Здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.


Пример здорового образа жизни подают отдельные знаменитые личности, такие как полководец Александр Суворов, писатель Лев Николаевич Толстой, врач Николай Михайлович Амосов...

Абсолютно здоровый образ жизни вел Иисус Христос. И физически, и духовно Он был таким, каким Господь хотел видеть все человечество, если бы человек следовал Его заветам: " Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48). Это означает: "ближнего своего возлюби, как самого себя"; "благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф 5,44), сделайте счастливыми окружающих вас людей... И многое другое, в том числе и забота о теле (как о храме Божием, в котором живет Святой Дух), "шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой — день покоя посвящай Господу Богу твоему" (выходной установлен для того, чтобы восстановить физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования).


Поучительно представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании графа Толстого Л.Н. Прав великий писатель, состояние человека нельзя разделить на физическое и нравственное, организм реагирует на внешние проявления состоянием духовно и физически, духовная подавленность, грусть и печаль вызывают болезни. Для того, чтобы сберечь свою нравственную и физическую силу, необходима постоянная деятельность.
Примером своей жизни Толстой утверждал культ здоровой трудовой жизни. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер.

Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять—шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади.

Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убежден, что труд — самая важная нравственная обязанность каждого человека. Полезный физический труд сменялся трудом творческим. Толстой освоил все основные виды спорта. Причем в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом, с молодых лет владел виртуозной джигитовкой. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы. отправная посылка знаменитой толстовской теории "надо быть ближе к природе". Вредно любое излишество, придуманное цивилизацией. Согласно этой теории в жизни писателя возникло вегетарианство как культ простой пищи; пристрастие к естественным тканям: полотну, холстине, батисту; особый ритм жизни, ее по—крестьянски трудовой настрой.(Сергей Поляков "Лев Толстой: 'Ел лишнее — стыдно'")


Пример дурацкого образа жизни — подражание сектанту Порфирию Иванову с его "деткой". Купание в холодной воде, ходьба босиком, любовь к природе, - все это хорошо. А вот его духовные назидания вызывают сомнение: "Я даю вам силу, которая изгоняет болезни. Моя система пробуждает центральную нервную систему. У людей есть силы, но они спят, и их нужно пробудить, нужно, чтобы человек начал сам себе помогать - осознанно, умело, терпеливо, творчески"..."Здесь живете — остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков"..."Вы все люди через Меня, как Бога, добьетесь бессмертия, умирать перестанете. Вы будете жить вечно из—за славы вашей"..."Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому — это твое здоровье"

История здорового образа жизни в России

Наши прародители Адам и Ева совсем недолго прожили в Раю, где не было голода, холода, тяжелого физического труда. Они творчески трудились в райском саду, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2. 15). Праздность и пытливый ум привели к греху.
Господь отправил Человека на Землю собственным трудом добывать свой хлеб и жить в лишениях и страданиях. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 19). Так человек с тех пор и живет. Труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, труд обязателен для здорового и дееспособного человека. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10).

В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья. Женщина успеваля родить 5—10 детей, двое из которых умирали.
Вели ли наши предки здоровый образ жизни? — Конечно, они имели крепкую семью, хорошее нравственное и физическое здоровье, жили в полном согласии с собой и с природой по понятным законам жизни, изложенным в Святом писании.

Реформа власти и здравоохранения была очевидна, вероятно она бы и произошла мирным путем, как в других страная Европы, но Господь попустил иной путь истории России.

Империалистическая война, революция и гражданская война привели к невиданной разрухе. Знаменитый писатель фантаст Герберт Уэллс, который был в России осенью 1920 года, писал:

«Основное впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию... Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна... Смертность в Петрограде —свыше 81 человека иа тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше» (в современной России 15 смертей на 10 рождений на тысячу человек населения).

Новые правители России большевики предприняли решительные и грамотные меры по спасению оставшегося населения. Удивительно, но факт, именно большевики заложили первый камень в строительство здорового общества. Главный большевик В.И. Ленин заметил, что "здоровье это казенное имущество" и его необходимо беречь. Уже в 1917 году был издан декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Это постановление рабоче—крестьянского правительства имело огромное значение для здоровья трудящихся: в царской России рабочий день длился до 12 и 15 часов; по 9—10 часов работали дети и подростки. Люди работали в тяжелых, антисанитарных условиях.

В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен убежденный большевик Николай Александрович Семашко (1874—1949). Уже в 1923—1924 гг. Были видны успехи реформы здравоохранения, целью которой было оздоровление нации и массовая физкультура. В Программе РКП(б), принятой VIII съездом в 1919 году, отмечено: "В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП(б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний" (Резолюции и решения съездов... 9—е изд. Том 2. 1917—1922 г.г).

Массовое физкультурное движение — это второй реальный шаг к здоровому образу жизни. В 1924 году при участии Н.А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.

Одновременно быстро развивается санаторно—курортного индустрия и санаторно—куротное лечение как наука. Н. Семашко в спешном порядке составляет подписанный в 1920 году Лениным декрет "Об использовании Крыма для лечения трудящихся". Н.А. Семашко говорил о том, что профилактику надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко как заботу государства об укреплении здоровья народа.


Позже эта стратегия была закреплен законом «Об утверждении Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1969г.). В Основах декларировалась "охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства", а также ответственность государства за охрану здоровья и обязанность каждого гражданина бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества. Советское правительство планомерно заботилось о здоровье народа, успехи этой заботы очевидны.

Был такой здоровый образ жизни "образ жизни советского человека". Моральные принципы советского человека самые обыкновенные христианские, но всместо «во имя Отца и Сына и Св. Духа» — "преданность делу коммунизма, нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов". Вера в коммунизм — такая же вера, как и вера в бога, атеисты — такие же верующие люди, как и все прочие (одни верят, что бог есть, другие верят в то, что его нет). Допустим, искренне верит человек в коммунистические идеалы, верит так что живет в согласии со своей совестью, и при этом, соблюдая "моральный облик коммуниста", имеет крепкую семью, любимую работу, не курит, не пьет, занимается физкультурой, разумно питается, правильно организует свой досуг... Про такого человека можно сказать, что он ведет здоровый образ жизни.
Но искренне верующих коммунистов было мало. Советские люди верили в переселение душ, в инопланетян, "в высший разум" и это нередко приводило к болезни души, к унынию и вредным пристрастиям, несовместимыми со здоровьем. Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.


Кто автор термина "здоровый образ жизни" трудно сказать. Вероятно первым употребил это словосочетание применил академик Амосов, понимая под этим Режим Ограничений и Нагрузок — образ жизни, обеспечивающий здоровье. В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы (healthy life—style) и прочие народы.


Валеология — придуманная наука о здоровой жизни

В 1980 году была создана (придумана) наука "Валеология" с самыми благими намерениями. Сама по себе идея хорошая, но получилось всё в точности по английскому афоризму «благими намерениями вымощена дорога в ад», или как выразился главный большевик Ленин: "По форме верно, по сути — издевательство". Авторы и пропагандисты Валеологии (И. Брехман, А. Асмолов, И. Кон, Б. Шапиро, Н. Винник, А. Нуйкин, А. Гербер, В. Петленко, Г. Апанасенко, В. Войтенко, П. Горбенко) понадергали моральные принципы из рамых разных религиозных и оккультных учений, объединили все это с физической культурой (фитнесом) и физиологий человека, добавили экологию, психологию и гигиену. Желая того или нет, авторы валеологии создали какую то свою религию здоровья — винигрет из буддизма, даосизма и сектанского учения "бога земли" Порфирия Иванова. Из христианства там только ссылки на ветхозаветные заповеди. Вполне обьяснимо то, что Православная Церковь валеологию не приемлет и справедливо критикует.

В ельцинской "демократической" России быстро развивалась новая "наука" Валеология, и, как чёрт из табакерки, выскочила целая армия валеологов. Валеологами становились биологи, инженеры, преподаватели школ, представители нетрадиционной медицины и даже оккультисты. Были и врачи—валеологи.

Бог знает, откуда такая тяга ученых к этой проблеме в те трудные годы (1991—2000 гг.), когда большая часть населения не жила, а выживала?..
В стране рост цен, чудовищная инфляция, бестолковые реформы., воровство и беспримерная моральная деградация правящего класса. В телевизоре неспортивная фигура Гайдара, пьяный Ельцин и попса нетрадиционной ориентации. Однако, в месте с тем, валеология процветала, ее преподавали в школах, ВУЗах, создавали институты Валеологии.

Понатащили в этот предмет кто во что горазд, от чудовищных заблуждений до откровенно вредных и чуждых здоровью идей. И все это под девизом "здоровый образ жизни"! Провозглашались вредные и дурацкие лозунги типа "Жизнь — высшая ценность", "Главное здоровье", «Патриотизм — последнее прибежище негодяев», стишки для детей “Ты должен знать своё тело, знать и любить. Самое первое дело – в мире с ним жить”; в школах преподавали "безопасный секс", учили толерантности к гомосексуалистам, рассказывали о наркотиках и оккультных науках; под знаменем валеологии "впаривали" вредные и ненужные пищевые добавки (БАДы).

Чего стоят только такие рекомендации Л.Г.Татарниковой и М.В. Поздеева – авторов учебника “Валеология подростка” для детей 12 – 13 лет в разделе, посвящённом венерическим заболеваниям, для профилактики СПИДа: “…воздерживаться от половых контактов с незнакомыми и малознакомыми людьми и применять презервативы.” ... Во многих школах специалисты из “Планирования семьи” рассказывали детям “о ритуальном лишении невинности у народов Японии, Кампучии и Филиппин, о древнеримских презервативах, о кастрации на Востоке. Не забыли просветить детишек и насчёт того, что “следует полностью отказаться от представлений о гомосексуалистах как о больных людях. Гомосексуальные отношения распространены широко в природе (у червей, клопов, морских свинок, колюшек, шимпанзе)”. (цит по Андреев А. КОМУ НУЖНЫ НАШИ ДЕТИ)

Справедливости ради нужно заметь, что есть и толковые учебники по здоровому образу жизни (Например, "Социальные и биологические основы физической культуры и здорового образа жизни" Учебник под общ. ред. Д.Н. Давиденко. – СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. – 366 с), но все они будто бы редактировалисть в едином валеологическом парткоме. В этих учебниках обязательно вместе с режимом ограничений и нагрузок Н.М. Амосова, системой оздоровления Кеннета Купера, излагаются «Детка» П.К. Иванова, способ лечения А.А. Уманской, аюрведа и ментальный тренинг. Есть ссылки и на Библию, но они растворяются среди иных "законов жизни". Например, попробуйте понять мысль Д.Н.Давиденко:

"Духовные законы работают в мире столь же четко, как и законы физики. Наше дело — узнать, что это за законы, и принять решение жить соответственно им... Изложенные законы могут использоваться в качестве действенных, эффективно работающих средств. Если вы последовательны в их применении, то можете черпать из них силы, преобразить свою жизнь, сделав ее более осмысленной и радостной.

ВСЕМИРНЫЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ (всего 200)

1. Когда вы владеете своим разумом, вы владеете миром. — Билл Провост.

2. Без откровения свыше народ необуздан. — Прит. 29:18.

3. Любовь поможет пережить все то, чего не изменить. — Дж. Джелинек.

4. Во Вселенной невообразимое множество возможностей. — Аноним.

5. Какою мерою даете, такой воздается вам. — Золотое правило, Мат. 7:12, Лук. 6:31.

...

46. Свобода — это факт жизни. — Аноним.

47. Если мы утвердим свою волю, перед нами откроется множество дверей. — Сейид Хуссейн Наср.

48. Замечайте хорошее, и вам будет за что благодарить Бога. — Джон М. Темплтон.

49. Принимая критику, мы узнаем больше, чем выступая в качестве судьи. — Дж. Джелинек.

...

199. Чем больше любви мы дарим, тем больше любви у нас остается. — Джон М. Темплтон.

200. Каждая осмысленная жизнь — это служение. — Джон М. Темплтон."

— Это что? Альтернатива библейским заповедям? Очень смело! (и глупо).

Разгул валеологии вызвал протест населения, резкую критику Валеологии со стороны Православной церкви и со стороны академической науки. В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

Так, диакон Андрей Кураев в своей статье "ОСТОРОЖНО: ВАЛЕОЛОГИЯ!" предупреждает "...с валеологией надо быть поосторожней. Не стоит ждать, когда дети, обученные медитациям и йогическим приемам, выйдут "на контакт" с космическими духами и начнут исполнять их весьма странные веления. Лучше с самого начала защитить их от оккультизма, с которым перемешена валеология". Создается впечатление, что валеологию используют как трибуну для промывания мозгов той части молодежи, которая интресуется физической культурой и здоровьем. Прививается эгоизм, окультизм, безбожие, ненужный интерес к сексу и к наркотикам.

Одним словом, не получилась у наших ученых наука о здоровом образе жизни. Валеология получилась, а наука — нет.

Таким образом, попытка объединить различные области знаний, которые изучают здоровье человека, в единую систему знаний о здоровом образе жизни, закончилась неудачей. Возможно этого и не требуется. Например, практичные западные страны науку не придумывают, а уделяют внимание вопросам конкретной реализации здорового образа жизни.


Правительтво Путина—Медведева повернулось лицом к здоровому образу жизни, декларируется, что формирование у молодежи здорового образа жизни должно стать одним из приоритетов властей всех уровней. Пока речь идет о доступности спортивных сооружений для всех детей и подростков. «В советские времена почти каждый ребенок из любой семьи мог заняться спортом, я сам это по себе хорошо знаю, я всю жизнь спортом занимался, бесплатно. Да, все было кондовое, но это было!» (В.В.Путин, 2009). "Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни"(В.Д.Медведев, 2009)

Православная церковь по—иному приветствует здоровый образ жизни, "полагая безусловным приоритет жизни духа над жизнью тела, помня о том, что смертное тело имеет второстепенное значение по сравнению с бессмертной душой, — Святая Церковь в то же время неизменно призывает христианина к гармоничному развитию всего человеческого естества.
Физическое и духовно—нравственное здоровье личности и народа неразделимы. Еще ветхозаветный пророк обращался к своим согражданам с такими словами: «Удаляйся от зла; это будет здравием для тела твоего» (Притч. 3:7—8). Недолжное состояние тела затрудняет как обеспечение нами собственной жизни, так и служение Богу и ближнему. Во все времена, у всех народов физическая культура и спорт были важными средствами развития личности, сохранения здоровья, энергии, трудового потенциала человека. ...формирование здорового образа жизни, гармоничное самосовершенствование личности, сохранение добрых спортивных традиций – заслуживают всемерного одобрения и поддержки со стороны государства и общества."
(Патриарх Алексий II)

Таким образом, сам по себе термин "здоровый образ жизни" у здравомыслящих людей возражения не вызывает. Важно, что под этим понимать.

Как изменился человек и человечество за последние десятилетия?


— Во—первых, человек стал жить дольше. Если в начале прошлого столетия продолжительность жизни составляла 30—47 лет, то теперь она составляет более 70 лет. Увеличилось женское население. Больше стало пожилых людей и меньше детей и молодежи. В развитых странах с 2000 года количество пожилых людей превысило численность детского населения.
— Во—вторых, за последние 100 лет средняя физическая нагрузка человека уменьшилась в 50 раз. Физический труд больше не является основным источником материальных благ. Поскольку природа человека за это время не изменилась, то очевидна проблема дефицита физических движений — гиподинамия.
— В третьих, изменились тела людей: мужчины, например, почти на 20 см выше своих предков, живших сто лет назад, и на 25 кг тяжелее, у них появились большие животы. Избыточный вес имеют четверть взрослых граждан России, а в царской России таких граждан было не более 3%.
— В четвертых, современное общество не только состарилось, обленилось и потолстело, но и в целом поглупело. Человек стал образованнее, но не стал умнее. Нет поэтов, сравнимых с Пушкиным, нет писателей, подобных Достоевскому или Толстому, нет ученых подобных Ломоносову... Ушли из жизни настоящие мыслители А.П. Александров, А.И.Солженицин... Человечество все больше напоминает обезьяну с гранатой на на бензоколонке. "Научи дурака Богу молиться — он себе лоб расшибет".
— В пятых, современное человечество потеряло духовность и нравственность. Человек разучился любить, он не желает иметь детей, так как рождение и воспитание ребенка мешает удовлетворению его страстей. Все меньше детей воспитываются в семье. Человек ни в чем не хочет ограничивать себя, он изменил ценности в сторону самого грубого биологизма. Его целью становится комфорт и секс. Вершина бездуховности — аборты по социальным показаниям, то есть убийство неродившегося ребенка по желанию матери, у которой жизнь не сложилась. В это преступление втягивается и врач, у которого совершенно иные функции, и Государство. Фразу Кодекса Гиппократа: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства ...не вручу никакой женщине абортивного пессария" 'исправили', христианскую заповедь "не убий" 'забыли' и разрешили аборты.
— В шестых, изменилась структура болезней человека. Если раньше люди чаще умирали от инфекций и травм, то теперь от рака и сердечно—сосудистых болезней (а в современной России еще и от пищевых и алкогольных отравлений).
— В седьмых, изменилось питание человека. Есть стали больше и чаще, увеличилось потребление мяса с 18 — 31 кг (1900 год) до 80 кг в развитых странах (в России по—прежнему только 17 кг.), резко возросло потребление сахара (100лет назад на душу населения приходилось 4 кг сахара в год, а сейчас 67 кг.), увеличилось потребление алкоголя (с 7 литров водки в 1908 году до 16 литров спирта сегодня).
"Среднесостоятельная крестьянская семья, в которой имелось 2 взрослых работника, 3 женщины, 3 детей и 1 старик, потребляла: хлеба — 160 п. , овощей — 60 п., мяса — 36 п. , рыбы — 30 п. , масла — 5 п., молочных продуктов — 10,8 п." (Чуркин М.К. Специфика рациона питания и соотношения личных и хозяйственных потребностей в бюджете сибирской крестьянской семьи во второй половине XIX — начале XX вв.).
Сравните с тем, что мы едим сейчас: Сахар и сладости 19% (было не более 1%). Хлебопродукты и выпечка, зерновые 34% всей еды (было 53%). Молочные продукты 11% (было 4%, но молока!). Мясопродукты 13% (было 12%). Овощи и фрукты 10% (было 20%). Растительные масла 10% (входят в состав маргаринов и прочих пищевых суррогатов). Рыба, морепродукты 2% (10%).
Рацион питания современного человека определяется технологией пищевой промышленности, воспитанием, достатком, модой, ненасытностью желудка, но не истинными потребностями организма. О качестве современных продуктов питания не хочется и говорить.

Заблуждения и спекуляции на тему "здоровый образ жизни.

В современном мире здоровье и все, что с этим связано, являетя сферой бизнеса, политики и идеологии, нередко враждебно настроенных по отнощению к определенным группам граждан. Единого мнения, что такое ЖОЗ не существует. Понимание ЖОЗ зависит от национальных особенностей, от религиозных и даже от политических убеждений. "Что русскому здорово, то немцу смерть". Какие только определения ни понадопридумывали для понятия "здоровый образом жизни".
— Здоровый образ жизни часто смешивают с западным понятием "WELLNESS". Понятие wellness это близкое ЖОЗ, но не тождественное понятие, это оздоровительная технология, которая декларирует "состояние хорошего физического и ментального здоровья — как результат правильного питания, физической активности и полезных привычек" (American Heritage Dictionary — (англ.) Словарь американского наследия). Под вывеской, под философией, под брендом, под бизнес—программой "wellness" может скрываться все, что угодно: от методик ухода за кожей до техник "просветления" на базе тоталитарных сект.
— На бытовом уровне ЗОЖ часто смешивают с профилактикой или даже с лечением болезней.
— Некоторые граждане наивно полагают, что "главное — телесное здоровье", забывая про духовную составляющую человека, без которой здоровье тела не имеет смысла.
— Странная "наука" валеология рассматривает достижение телесного здоровья как цель жизни человека.
— Пропагадисты "нетрадиционных методов оздоровления" неуклюже пытаются навязать языческие, ведические, буддийские и прочие ложные религиозные мировозрения для достижения здоровья.
— Государство рассматривает здоровый образ жизни своих граждан как экономическую категорию, как способ экономии на социальных и медицинских расходах.
— Работодателям выгоден "здоровый", исполнительный и послушный работник для получения прибыли, плевать они хотели на духовные ценности.
— Народные избраники (депутаты) плохо представляют себе, что такое здоровье и здоровый образ жизни. Что они говорят по этому поводу — тема отдельного разговора. Например, утверждается, что, если человек нездоров, все средства, которые идут на образование и воспитание, бесполезны. "Мы, в первую очередь, должны объяснить молодому человеку, что здоровье — это самое главное, за что он должен бороться каждый день". «Сначала нужно людей заставить вести здоровый образ жизни. У того же самого больного должна быть ответственность за свое здоровье: если человек сознательно нарушает режим, установленный врачами, и наносит вред собственному здоровью, на него нужно наложить санкции»,
— СМИ и вовсе будто бы утратили здравый смысл. «Для успешного человека здоровье — это ценность, которая позволит ему зарабатывать деньги в течение длительного времени», — это не самое абсурдное высказывание.


Угрозы для здоровья и здорового образа жизни в современной России

В России за год умирает почти 2 млн. человек (2075,9 тыс. в 2008), если сравнивать со смертностью европейцев, то это примерно 800 тыс. дополнительных смертей "по российским причинам".

Алкоголь.

Опасные продукты питания.
"Невероятное число людей, около 30 тыс. человек в год, гибнет просто от отравления приготовленной из токсичных продуктов водки. Это - прямой плод рыночной экономики" (Кара-Мурза, 2003). Сколько всего людей умирает от фальсифицированных продуктов мы не знает (эти данные или скрываются или отсутствуют), вероятно это не менее 100 тыс. человек в год.
Главная причина - низкое качество продуктов питания. Это цена изобилия на прилавках. Оказывается, чтобы накормить людей совсем не обязательно развивать сельское хозяйство, можно ликвидировать ГОСТы и тогда всякая дрянь превращается в пищу. Например, только 10% производимого спирта является пищевым (так наивно полагала тоталитарная советская власть), теперь водкой называется не менее трети алкогольного производства. Рынок творит чудеса. На прилавках России огромное множество опасных для здоровья пищевых продуктов в красивой упаковке.
"Граждане, будьте бдительны, продукты питания могут быть опасны для вашего здоровья! Не уверен, не покупай. Враг не дремлет"

Ложная идеология гламура.
"Первоначально выражение "гламур" как оценочное понятие применялось лишь в рассуждениях на тему моды, одежды и косметики, но постепенно стало употребляться в более широком смысле слова, обозначая некий стиль жизни, его характерные особенности. Затем, не без помощи пресловутой рекламы, оно все активнее стало внедряться в массовое сознание... гламур оказался великим обманщиком. Выдавая за норму жизни обладание лимузином, яхтой, мехами и бриллиантами, он не вызвал в тех, кому нечего противопоставить внешнему блеску, иных чувств, кроме уныния и зависти." (
Ольга Новикова Под натиском гламура.) Цель идеологов гламура - насаждение греха и уничтожение души. Злые языки утверждают, что эти программы финансируются из-за рубежа.

Профессиональный спорт и фитнес.

Наркотики.

Курение.

Слабое государство
не способное защитить своих граждан от внешних и внутренних опасностей.

Социальная несправедливость и дискриминация собственных граждан.

Нищета и труд "за кусок хлеба".

Страховая медицина.
Это самая неэффективная форма организации здравоохранения (в сравнении с частной или бюджетной медициной). Суть страховой медицины проста: у работающего населения забирают в виде налога З,6 % от фонда оплаты труда, и если он заболел, то врач оказывает услугу пациенту, а фонд медицинского страхования (ФМС) оплачивает врачу эту услугу (примерно 20 рублей за консультацию одного больного). Очевидно, что пациент тут не причем, он не определяет ни качество, ни стоимость, ни эффективность медицинской услуги. Стоимость услуги определяет чиновник ФМС, качество услуги - производная от стоимости, эффективность лечения не интересует никого. Допустим, лечащий врач считает, что требуется долнительное обследование или лечение, он запрашивает врача-эксперта ОМС, а тот может разрешить, а может и не разрешить, так как на определенные услуги существуют ограничения. Допустим, разрешил, тогда пациент попадает в очередь, и если доживет, то он получит нужное лечение. Часто пациент не дожидаясь, обращается к частной медицине, где нет очередей, но надо платить деньги. Страховые компании интересует не качество лечения, а лишь тупое исполнение неких нормативных действий (30 минут [включая время на дорогу] - посещение больного на дому, 6 минут - прием в поликлинике). Ни одна сколь-нибудь сложная ситуация не вписывается в схему оплаты труда врача.
Вот придумали "новый" проект диспансеризацию и паспорт здоровья Приказ Минздравсоцразвития России №67н от 24 февраля 2009 г. О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан Идея хорошая и не новая, а вот реализация вероятно будет убогая, хотя возможно результат и не предполагается.

Постоянные реформы. Реформы здравоохранения, образования - порождение лени, глупости или недееспообности современной бюрократии. Даже сами чиновники не могут (или не хотят) толком обьяснить, зачем они это делают. Если судить по результатам, то цель реформ - окончательное разрушение здравоохранения и образования.


Какие науки изучают здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни как система складывается из основных взаимосвязанных элементов: религиозной культуры, культуры тела, культуры движений, культуры питания, бытовой культуры, культуры эмоций, санитарной культуры...

"Три кита" здорового образа жизни: духовно—нравственное воспитание (главным образом, религиозное воспитание), гигиена (в т.ч. гигиена труда, гигиена питания, отказ от вредных привычек) и физическая культура (двигательная активность, физические упражнения и закаливание).


Библия — cамое древняя книга о Человеке

Учение, которое 2500 лет передавалось устно из поколения в поколение, были записано Моисеем в книге "Бытие" примерно в 1500 году до рождества Христова. В Библии изложена история мира ангельского и мира земного, история создания человека и история человечества. Первые люди жили в мире абсолютного добра, в Раю. Далее Библия излагает историю первобытного человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру послепотопного человечества.

В ветхом завете изложены основные принципы жизни человека: "Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь." (Сир. 30:14—17)

Важную часть Библии составляют книги Нового Завета, книги о пришествии Иисуса Христи и его учении. Пришествие Христа знаменует конец эпохи ветхозаветного человечества и начало новой современной эпохи.

Новый завет это — главный закон жизни человека. (слово "завет" переводится как договор Бога и человека).

Христианское учение объясняет все стороны жизни человека, отвечая на вечный вопрос "что такое хорошо, и что такое плохо".

Цель христианской жизни — достижение царствия небесного. Царствие Небесное есть Рай не земной. Царствие Небесное первоначально находится внутри (в душе и сердце) каждого человека. Получить Царствие Небесное может всякий: и бедный, и бо гатый, и благородный, и простой, должностной и без должности, старый и молодой, человек великого ума и человек слабого ума, мужчина и женщина. (святитель Иннокентий, митрополит Московский) Царствие Небесное можно получить постом, молитвою и исполнением закона Божего.

Что такое здоровье?

Здоровье это не самоцель, это средство для достойной жизни. Как точно сформулировал древнегреческий мыслитель: «здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».

Руский философ И.А. Ильин очень верно заметил: "Здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают... Здоровье есть предначертанная Богом и угодная Ему гармония между личною природою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья и призван к тому, чтобы быть здоровым. В больном виде мы не соответствуем нашему назначению и Божьему замыслу; какая Ему радость от наших уродств и мучений?.. Он посылает нам недуг для того, чтобы мы выздоровели, — как путь к здоровью. Поэтому болезнь есть как бы таинственная запись, которую нам надо расшифровать: в ней записано о нашей прежней, неверной жизни, и потом о новой, предстоящей нам, мудрой и здоровой жизни. Этот «шифр» мы должны разгадать, истол ковать и осуществить. В этом — смысл болезни."

Здоровье тела безусловно важно, но вторично по отношению к здоровью души и духа. Без достижения душевного благополучия, здоровье человека невозможно в принципе.

Таким образом, Здоровым может быть только человек свободный от греха, от пагубных пристрастий и привычек, человек со спокойной совестью, человек, достигший морального, психического и физического благополучия.

Нельзя назвать здоровым человека, утратившего чувство Добра и Зла (то есть человека, потерявшего Бога), даже если он не курит, не пьет, много двигается и правильно питается. Если человек с больной душой телесно здоров, то ни о какой гармонии души, духа и тела речи идти не может.
Можно ли назвать здоровым умного и крепкого телом Раскольникова Достоевского?
Здоровым ли был образ жизни большевика Ленина—Ульянова?
Здоров ли был Лейба Бронштейн (Троцкий), которого даже Ленин называл "иудушкой"?


Счастье — индикатор здоровья

Существуют самые различные методы оценки уровня здоровья тела и психики человека (рост—весовые соотношения, размеры мышц и кожных складок, пульс, артериальное давление, двигательные тесты, психологическиое тестирование ...), но все же гланым критерием является состояние души.

Главный индикатор здоровья — состояние душевного благополучия, душевного покоя и свободы (имеется в виду свобода от пристрастий, страстей, от грехов, «чистота сердца»).

Высшая форма душевного благополучия — состояние счастья (близкие понятия — блаженство, радость, благодать в Библии; нирвана в буддизме). Каждый конкретный человек интуитивно стремится к счастью.
Достичь полного счастья в земной жизни невозможно, так как в этом случае теряется смысл жизни, здесь важен сам процесс. "Современный человек глубоко несчастен и потому, может быть, проникается нелепой мыслью о возможности организовать счастье", - писал замечательный русский философ XX века Н. Бердяев
[14]
Всеобщий путь достижения счастья в религиозных учениях (христианство, мусульманство, иудаизм) — добродетельная жизнь на Земле и обретение благодати и успокоения души в Царствии Небесном. В этом случае человек освобождается от пут пространства и времени и попадает в сферу вечности Абсолютного Бытия. [12]

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. (Александр Сергеевич Пушкин)

Как стать счастливым

Попросту говоря счастлив тот, у кого совесть спокойна. Голос совести — это голос ангела—хранителя, который оберегает человека от неправильных поступков.

Как говорил Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829—1908): "Не ешь досыта, не спи досыта, трудись с усердием, молись всем сердцем; будь от души послушен родителям и начальникам, доброжелательствуй всякому, будь доволен всеми, и ты будешь доволен собою, здоров и счастлив". Счастье ненавидит тех, которые ненасытно гонятся за деньгами, и не соглашается посещать их, а больше всего любит украшающих жизнь свою тем, что и нуждаются не во многом, и довольствуются малым: их—то счастье и посещает охотно.

То есть, для достижения счастья человек должен жить достойно, трудиться честно, создать семью, воспитать детей.

Человек может быть счаслив только в семье

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви)[13].

Если человек несчастлив в семье, то он несчастлив вообще. "Современное либеральное богословие говорит о том, что человек — это личность, это индивидуум. Безусловно это так, но есть очень важный фундаментальный признак, который отличает человека от всего остального живого мира. Это семья, и именно семья содержит тот образ Божий, по которому создан Богом человек. Человек един по существу, но троичен в лицах: мужская ипостась, женская ипостась и детская ипостась. В трех ипостасях человек существует, и все они объединяются в семье. Поэтому, когда человек отпал от Бога, завершением этого падения стало разрушение семьи, а результатом этого разрушения — в семье появилось разделение между сексуальной жизнью и семейной, стало возможным рождение детей без брака".

Суррогаты счастья

Большую опасность для здоровья человека представляют суррогаты счастья: наркотики, пьянство, чревоугодие, сексуальные излишества, азартные игры, различные психотехники и прочие источники фальшивого "легкого счастья", которые предполагают получение удовольствия без труда души и тела. Поиск легкого счастья быстро приводит к болезни души. Бывает так, что грешные люди, пытаясь освободиться от угрызений совести, прибегают к способам её нейтрализации алкоголем или средствами психотерапии. Либеральные психологи даже говорят о необходимости избавляться от "комплекса совести". Это совершенно недопустимо для христианина, да и просто для здравомыслящего человека, так как избавляться следует не от совести, а от греха.


Здоровый человек — человек свободный от преходящих ценностей, в том числе и от рабского служения своему телу

Люди живут духовными ценностями разного уровня: непреходящими (истина и мир идей, красота и творчества, добро); и преходящими (богатство, власть, телесное благополучие). Максимальная свобода от пут социума может быть достигнута либо при полной бедности, либо при максимальном богатстве. Но предела обладания материальными ценностями достигнуть невозможно (избушка, дом, дворец, страна, весь мир, вплоть до «владычицы морской»). Одним только богатством человек не избавляется ни от физических, ни от моральных пут внешнего мира. Само по себе материальное благополучие — важное условие достижения здоровья, но не обязательное, более того, зависимость от богатства и здоровье несовместимы.

Можно и заботу о собственном здоровье превратить в культ, стать рабом своего тела. Нет более несчастного и нездорового человека, чем тот, который маниакально прислушивается к своему пульсу и начинает день с измерения артериального давления и анализа сьеденных накануне белков, жиров и углеводов. Такая бодимания широко распространена и порождается неумной агитацией за здоровый образ жизни и нездоровым интересом к органам и системам своего организма.

Такой человек никогда не скажет "у меня спина заболела", он выразится примерно так: "у меня диски съехали" или "позвонки сместились". Это беда врачей, да и вина их тоже. Попробуйте такому человеку сказать, что он не болен, он приведет вам тысячу доводов в пользу своей "болезни".

Если человек посвящает свою жизнь лечению болезни (не важно мнимой или реальной), достижению определенного веса своего тела или размеров какой либо части тела, он тяжело болен бодиманием, унынием, гордыней и прочими грехами. Рецепт лечения этой болезни прост "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк 12,31). Лозунг страховых медицинских компаний "нет здоровых людей, есть необследованные больные" — голос дьявола.

Здоровый образ жизни — это свобода от греха

Среди множества грехов, разрушающих как личность, так и целый народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние, которые просто не совместимы со здоровым образом жизни. Действительно, трудно назвать унылого, всем недовольного человека здоровым, также как и обжорство и жадность и пьянство — признаком здорового образа жизни. Гордый, самодовольный или гневливый человек не способен к самоанализу и самосовершенствованию, а распутный о здоровом образе жизни просто не думает.
Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: зависть, лень, грубость, себялюбие, суетность, тщеславие.

Зависть или печаль о благополучии ближнего, как говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его". Бывает так, что один человек завидует конкретному человеку, а другой – декорациям, которые он видит по телевизору. Очевидно, там, «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). Протоиерей Валериан Кречетов Беседа о зависти.

Болезни современного человека — болезни нереализованных эмоций

Согласно учению замечательных русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова, а позже их последователей академиков А.К. Анохина и К.В. Судакова, в основе большинства современных болезней, которые приняли характер эпидеми, лежат так называемые нереализованные эмоции, то есть состояние хронического стресса, в основе которого лежит конфликт желания и реальной возможности.

Академик Судаков в своих лекциях приводил такой пример развития гипертонической болезни у животных в эксперименте: у обезьяны-самца отбирали любимую самку и сажали в соседнюю клетку вместе с другим самцом. Там эта парочка занималась любовью на глазах несчастного животного. Через некоторое время у подопытного животного развивалась типичная для человека гипертоническая болезнь. В дикой природе повышение артериального давления в ответ на стрессовую ситуацию (на опасность) заканчивается тем, что животное или убегает от опасности, успокаивается и его давление нормализуется, или его сьедают (давление также понижается).

Человек годами может жить в состоянии хронического стресса. Подобно животному некий завистливый человек мождет годами жить с богатым соседом и всякий раз, проходя мимо испытывать стресс и повышение давления. Так формируются такие болезни как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, развиваются иммуннодефицитные состояния, нарушается обмен веществ. Рецепт профилактики этих болезней прост — не завидуй, не желай того, что тебе не пренадлежит.


Аскеза - главное условие здорового человека

Позволю себе процитировать замечательного православного философа Николая Бердяева:

Аскеза есть концентрация внутренней силы и овладение собой. Человеку нужно упражнение, нужна отрешенность и концентрация, чтобы он стал господином самого себя и стал способен с максимальной силой выполнить поставленную себе цель, хотя бы спортивную. В этом смысле некоторая аскеза необходима во всем. С этим связано достоинство человека. Человек не должен быть ни рабом самого себя, своей низшей природы, ни рабом окружающего мира. Аскеза означает освобождение человека.

Ограничения человеческих потребностей требует не только христианство, не только духовное возрождение человека, но всякое сознательное отношение к жизни, всякая поставленная себе человеком цель. Этого требовал и Эпикур. Существует не только духовная аскеза, существует и спортивная аскеза. Это даже, вероятно, единственная форма аскезы, которую признает современный человек и практикует ее с большей легкостью и охотой, чем аскезу для жизни духовной. Спорт сопровождается опасностями, требующими серьезной тренировки, не только телесной, но и душевной. Спортсмен бывает иногда поставлен перед опасностью смерти и должен быть готов ее перенести. Аскезы, и иногда героической аскезы, требуют технические открытия и изобретения, например, когда человек летит в стратосферу или опускается на дно океана. Существует аскеза революционная. Всякое революционное движение до своей победы предполагает аскезу. Никогда люди без аскетического момента не могли бы победить и сделать революцию. Рахметов, герой утопического романа Чернышевского "Что делать?", спит на гвоздях, чтобы приучить себя к страданию и даже к пытке. Для революционной аскезы особенный интерес представляет "Катехизис революции" Нечаева*. Нечаев соединял в себе тип фанатика и изувера, допускавшего безнравственные и бесчеловечные средства, с чертами героя-аскета. "Катехизис революции" производит впечатление аскетического трактата, наставления к духовной жизни революционера, требующего полного отречения от мира. Он требует, чтобы революционер не любил мира, ничего, что в мире. Основной принцип тот же, что и в аскетике, связанной с духовной и мистической жизнью. Нужно отвернуться от мира множественного, пожертвовать привязанностью к нему и обратиться исключительно к Единому, возлюбить Единое и Ему отдать всю свою жизнь. Это Единое - революция...

... Аскеза революционная есть одна из трансформаций и деформаций аскезы религиозной. Цель меняется, но психологическое сходство остается огромным. Это указывает на то, что аскезу можно понимать формально, независимо от религиозного и метафизического миросозерцания. У Нечаева можно найти формальное сходство с Исааком Сирианином и Игнатием Лойлой, но содержание и цель противоположные. Всякая аскеза стремится к укреплению воли. Но под аскезой также понимают метафизический и религиозный принцип, и это даже более свойственный ей смысл...

...Оправданна лишь такая духовная аскеза, которая освобождает человека и возвращает его к подлинным реальностям. Аскеза должна возвратить человеку его достоинство, а не погружать его в состояние безнадежного недостоинства и низости. Поскольку аскеза уединяет и разделяет с другими людьми, она еще более погружает человека в самого себя, т. е. является трансформированным эгоцентризмом. Таков результат сосредоточенности на личном спасении и гибели. Но нужна аскеза, которая приучала бы человека к общению и братству. Человек должен быть в мире, нести его тяжесть, быть творчески активным в нем и вместе с тем быть свободным от мира. Современные люди выброшены в принудительное общение, они рабы общества, и они до ужаса, до жуткости одиноки в обществе. И это требует новых методов аскезы. [14]


Условия, необходимые для здорового образа жизни

Здоровый образ жизни обязательно имеет духовно—нравственную основу.

Здоровый образ жизни можно осуществить лишь при соблюдении определенных условий. Таких условий много:

— достаточно высокий уровень жизни (уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления), наличие свободного времени и возможность активного отдыха;

— оптимальный двигательный режим: достаточная двигательная активность преимущественно аэробной направленности с оздоровительным эффектом (оздоровительная ходьба, гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, фитнесс, шейпинг, танцы, работа на садово—огородном участке) "умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается в лечении" (Авиценна);

— правильно организованную трудовую деятельность: "Работа спасает от трех зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);

— соблюдение правил личной и общественной гигиены, регулярный профилактический медосмотр с оценкой показателей идивидуального здоровья (тестирование опасных инфекций (туберкулез, вирус гепатита, сифилис, СПИД), масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание холестерина, глюкозы, гемоглобина, эритроцитов, лимфоцитов и лейкоцитов в крови и т.д);

— правильное питание;

— отказ от вредных привычек;

— закаливание;

— грамотное экологическое поведение, безопасное поведение в быту, на улице…, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений;

И еще много чего...

— функционирование в стране эффективной системы физического воспитания, грамотного спортивного менеджмента, налаженной работы отечественной спортивной индустрии по выпуску в должном объеме качественного спортивного оборудования, инвентаря, обуви и одежды, наличие в стране современной качественной материально—технической базы спорта, отвечающей всем санитарно—гигиеническим и социальным нормам;

— положительное влияние средств массовой информации на формирование благотворной социальной среды вокруг спорта и каждого выдающегося спортсмена в отдельности. Массовый спорт может оказать серьезное влияние на общий процесс социализации молодежи и оздоровление населения ("ЗОЖ") только лишь при активном и согласованном воздействии на молодежь семьи, школы, церкви, работы, сверстников во дворе, общественного мнения, других учебных заведений и, конечно, СМИ.

— социально—экономическая стабильность в стране, личная и национальная безопасность при экономическом росте страны;

— наличие эффективной системы духовного, физического, интеллектуального и трудового воспитания на прочном фундаменте православной культуры; [11]

— развитие нравственного отношения к жизни, труду, защите Отечества; укрепление семьи; развитие чувства воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, а также непримиримости к бездуховным и безнравственным поступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и прочим греховным проявлениям.

Литература и интернет—ссылки

  1. Коджаспиров Ю.Г. Физическая культура раннего христианства. В сб.: Теория и практика физической культуры. 1999, №12
  2. Миссионерские путешествия святого Апостола Андрея. Часть 2 Православие.Ru / Интернет—журнал, 11 октября 2005 г.
  3. Спорт и библия
  4. Путешествие Ибн—Фадлана на Волгу. Изд. Академии наук СССР М—Л, 1939. [Перевод и комментарии А.П.Ковалевского.] Под редакцией И.Ю.Крачковского.
  5. Повесть временных лет. Часть I.
  6. Архиепископ Лука Войно—Ясенецкий О ДУХЕ, ДУШЕ И ТЕЛЕ.
  7. Священник Валентин Жохов. Христианское отношение к болезням и врачеванию
  8. Г. Селье «Стресс без дистресса". М., 1979.
  9. Епископ Александр Семенов—Тянь—Шанский ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС Первое издание в Париже, начало 1950—х гг., издание Московской патриархии 1990 г., Москва.
  10. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений в 12 томах: Т.2, кн. 1. — М.: "Златоуст", 1994. — с. 212 (репринт 1897 г.)
  11. Николай Любецкий , Александр Князев Здоровый образ жизни и духовностьжурнала RELGA №15 [160] 25.10.2007
  12. Электронная библиотека Казанской Духовной Семинарии. Курашов Владимир Игнатьевич Начала прагматической антропологии Глава 3. Философия индивидуального счастья
  13. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви. 2005
  14. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж: YMCA-Press s.d. [1937]. 175 с.
Hosted by uCoz
Яндекс.Метрика